В наше время человек с фотоаппаратом стал привычным, вполне обыденным явлением, а фототехника совершенствуется год от года, расширяя свободу творчества. Современная цифровая камера работает в большом диапазоне режимов и программ, но каким бы совершенным ни был фотоаппарат, он остаётся всего лишь инструментом в руках человека, который с его помощью пытается выразить своё отношение к жизни во всех её проявлениях, в том числе и в рыбалке. Я не стану касаться выбора фотоаппарата для съёмки рыбалки. У многих рыболовов фотокамеры уже есть, а хороший снимок можно сделать и недорогим инструментом, если знаешь основные принципы построения кадра.
Фотоаппарат лишён творческой воли, он — лишь орудие в руках человека. А чтобы взгляд на мир через объектив был интересен окружающим людям, необходимо использовать все доступные фотографу выразительные средства. Основным из них всегда была и будет композиция, изобразительное решение, которое можно реализовать выбором плана, ракурса, перспективы, тона, света, цвета и фактуры. Чтобы добиться хорошего снимка, фотографу обязательно нужно использовать весь этот инструментарий. К сожалению, очень многие снимки, которые присылают в редакцию наши читатели и даже некоторые авторы статей, весьма далеки от совершенства не потому, что для съёмки использовали плохую технику, а потому, что снимали по простому принципу: навёл аппарат на объект, нажал кнопку — готово!
С какой стороны падает свет, что находится на переднем и заднем планах, куда смотрит рыболов, как он держит рыбу — обо всём этом даже мысли не возникает. Иногда обидно получать снимок полноценного трофея, у которого из-за ошибки в кадрировании срезан хвост, вместо проработанных чешуек — огромный блик, а вместо лица героя — чёрная дыра. Тем более обидно, что такие кадры обычно бывают постановочными, то есть у автора снимка было время подумать о том, как расположить в кадре основные и второстепенные объекты с учётом света и перспективы. Конечно, намного труднее не допустить ошибки при съёмке вываживаемой рыбы, поскольку тут мы фиксируем движение, а не статику. Некоторые огрехи при такой съёмке можно простить или исправить потом при компьютерной обработке.
Итак, прежде чем начать съёмку, стоит подумать о том, что для вас является главным, что в первую очередь должно привлекать внимание зрителя на вашей фотографии и как добиться того, чтобы выигрышно выделить именно данный объект. Это полезно делать в любой ситуации — съёмка на рыбалке всегда разноплановая. Кроме выдающихся трофеев обычно хочется показать и природу, выразив собственные впечатления от её красот, и лица друзей, таких же фанатов рыбалки, как и вы, и те снасти, на которые была поймана рыба, и яркие моменты борьбы с сильной рыбой, и многие другие вещи, которые так или иначе связаны с вашим отношением к природе. Для каждого из таких кадров необходимо выбрать определённый план. Например, пейзаж снимают на общем плане, используя короткофокусный объектив или выставляя объектив с переменным фокусным расстоянием (зумм или трансфокатор) на короткий фокус. В этом случае можно передать необъятность окружающего мира, широту реки или озера, глубину небосвода, буйную зелень деревьев или тростника. Но пейзаж не будет интересным, если вы не включите в него какие-то значимые детали. Глядя на пустую реку, зритель вряд ли догадается о том, что снимок сделан на рыбалке, а не с борта туристического теплохода. Значит, здесь должна быть какая-то конкретная деталь, подчеркивающая рыболовную тему: рыболовы на воде или на берегу, закинутые снасти, костёр на вечерней реке и т. п.
С другой стороны, фиксирующая действительность беспристрастная камера не способна убрать из кадра лишние детали, поэтому даже при съёмке рыболовного пейзажа старайтесь избегать не имеющих значения деталей, иначе можно размыть главную идею снимка и нарушить равновесие выбранного сюжета.
Средний план используют для съёмки ловящего с берега или с лодки рыболова, вываживания рыбы и т. д. Для этого меняют объектив, или увеличивают переменное фокусное расстояние, или передвигаются ближе к объекту съёмки. Крупный план, ещё более увеличивая фокусное расстояние объектива или приближаясь к объекту, используют для съёмки трофеев, деталей снаряжения и других объектов, которые трудно разглядеть на среднем или общем плане.
Для правильного выстраивания композиции существует множество приёмов, которые первоначально использовались в живописи. Они помогают разместить главный и второстепенный объекты так, чтобы фотография выглядела более «живой», динамичной. Прежде всего, эту динамику можно передать, подчёркивая различные диагонали, под которыми могут располагаться объекты съёмки. Например, намного интереснее смотрится фотография, на которой река течёт, пересекая кадр по диагонали, чем снятая «в лоб», пересекающая кадр посредине.
Чтобы легче было найти место в кадре для основного объекта, существует правило деления кадра на девять частей. Ключевые точки размещают в месте пересечения горизонтальных и вертикальных линий. Кстати, многие современные фотокамеры оснащены такой сеткой для облегчения вашей работы с ними. Но довольно часто от этого правила приходится отступать, особенно при поиске необычного ракурса.
Обязательно нужно учитывать особенности заднего плана, когда основной объект съёмки располагается на переднем. Иногда мы получаем фото, на котором из головы главного героя «растут» вёсла или удочки, как усы кузнечика. Задний план не менее важен в композиции снимка, и его нужно эффективно использовать для создания общего настроения. Пусть фоном для основного объекта съёмки станет небо в прогале среди деревьев или стена рыболовной избушки, или зелёный холм позади рыболова. Но такой фон должен оставаться целостным, чтобы, например, прямо за головой не оказалась граница того же холма и неба.
При пейзажной съёмке ощущение перспективы помогают создать детали на первом плане, например кусты или деревья по краям кадра. Это так называемое композиционное наслоение, подчеркивающее глубину пространства. На сбалансированность пейзажного кадра сильно влияет расположение линии горизонта. Если она размещена посередине, кадр теряет динамику и становится скучным. Лучше разместить её в верхней или нижней трети кадра.
Выразительности снимка можно добиться с помощью изменения ракурса съёмки. Попробуйте снять один и тот же объект, меняя точку съёмки. Сфотографированный с разных точек этот объект в одном случае может быть невыразительным и плоским, в другом, наоборот, приобретёт объём, и в нём резче проявятся какие-то свойственные ему характерные черты.
При освоении фотографирования немало помогают экскурсии в музеи изобразительного искусства. На полотнах великих реалистов можно увидеть, как используются средства композиции, та же перспектива, освещение, расположение главных и второстепенных объектов. Дело в том, что фотография живёт практически по тем же законам, что и живопись, но художник пользуется для создания образов красками, а фотограф «пишет» светом. Правда, у художника есть возможность оставить на полотне только самые важные детали, а беспристрастная камера фиксирует всё, что попадает в объектив. Поэтому фотографу нужно быть предельно внимательным, чтобы сделать лаконичный, без лишних деталей, и в то же время наполненный содержанием кадр.
Если у вас цифровая камера, не жалейте кадров, больше экспериментируйте с композиционным построением кадра. В будущем мы обязательно поговорим о разных возможностях цифровой камеры и их эффективном использовании для съёмки рыболовных сюжетов. Кроме того, существуют специальные компьютерные программы для обработки цифровых снимков. Это также станет предметом нашего исследования.
Сегодня в наших руках оказалась удивительная фототехника, которая заметно приблизила фотоискусство к искусству живописи. Не зря же хороших фотографов чаще всего называют фотохудожниками.
Нет комментариев
Отставить комментарий